Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

Насилие по отношению к детям – увидеть, помочь, предотвратить.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Родительские права одновременно являются и обязанностями по воспитанию детей. Согласно конституции оба родителя обладают равными правами и обязанностями.

Основным документом защищающим права детей является «Конвенция ООН о правах ребенка». Ее основные положения в сфере социально-правовой защиты детей от жестокого обращения: право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития; ответственность родителей, или лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка; право ребенка на защиту от всех форм насилия.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако случаи жестокого обращения с детьми выявляются и в семьях внешне благополучных и состоятельных.

Многие люди испытывают насилие, и не считают его таковым, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев к насилию относят лишь незначительную часть случаев, которые попадают под действие уголовного кодекса. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками-преступниками, становятся достоянием гласности и ужасают общественность, но такие случаи составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании.

Насилие, жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, физического и психического развития ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями, воспитателями, или другими лицами травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, угрожают жизни. Это могут быть избиение, толчки, встряхивание, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, использование оружия, нанесение ожогов и др.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Сексуальное насилие или совращение - вовлечение ребенка (мальчика или девочки) в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, учителей, сверстников, унижение его человеческого достоинства, ложные обвинения, демонстрация неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также обман ребенка, в результате чего он теряет доверие к взрослому, а также предъявление требований, не соответствующих возрастным возможностям ребенка.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Буллинг— травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Может проявляться как в форме постоянных «дразнилок», унижений и оскорблений, так и в виде избиений и физических издевательств. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Относительно новая форма - насилие в интернет-пространстве и кибер-буллинг. Дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса.

Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, только когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания.

Как распознать, что ребенок подвергался, или подвергается насилию?

К признакам физического насилия относится: повреждения органов тела и нарушения органов чувств; малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития; тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных; стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми; избегание дома, боязнь тактильных контактов; общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится: у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии; у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде; импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос); покорность и податливость; страхи и проблемы со сном; депрессия и заторможенность;

Признаки сексуального насилия над ребенком: несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях; сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым; жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов; тревога при плаче других детей; нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия: неумение ребенка сосредоточиться; нарушения памяти; ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка; пессимизм; недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей; приступы гнева или агрессии; хроническое чувство страха, стыда, вины; отстраненность от социума.

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями: нервное поведение; фантастическое описание происхождения травм ребенка; обвинение других людей или самого ребенка; множественные противоречия в истории получения травм; обвинение ребенка во лжи; неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком необходимо, оценить наличие угрозы жизни ребенка. При выявлении непосредственной угрозы жизни и здоровью, осуществляется экстренное отобрание ребенка у родителей. При отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого проводятся беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего. К работе подключить специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицом и др.

При установлении фактов жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

Подготовила   О.И.Иваненко

заместитель заведующего детской поликлиникой.