Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

2 апреля 2020 года – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм:
ответы на основные вопросы.

История исследования аутизма.

В 1943 году Лео Каннер опубликовал первую статью в США, в которой описывалась группа из 11 детей из его медицинской практики, у которых были общие черты: социальная изолированность, слабый интерес к окружающим и другие особенности. Он утверждал, что эти дети не страдали шизофренией или умственной отсталостью, но болели новым, ранее не опознанным синдромом. В то же время Ганс Аспергер в Австрии обнаружил похожий набор поведенческих симптомов в своей клинической практике. Он опубликовал статью в 1944 году, но на нее обратили внимание лишь спустя несколько десятилетий. В 1980-х годах к работе Аспергера обратились Лорна Уинг, Кристофер Гиллберг и другие ученые.

В связи с развитием технологий геномного анализа и нейровизуализации в конце ХХ века ученые обратили внимание на биологические основы аутизма и нашли особые гены, вариации общих генов, связанные с аутизмом. В течение последнего десятилетия появились новые данные, связанные с негенетическими причинами аутизма, а также новые методы лечения. Аутизм — это комплексное расстройство нервной системы, у которого нет единой причины. Мальчики страдают аутизмом в 4 раза чаще девочек.

Начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный ООН. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Ведь численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ.

Как проявляется аутизм?

Аутизм появляется в течение второго года жизни. В самом начале болезни у ребенка снижается социальная вовлеченность, появляются проблемы с зрительным контактом и в развитии речи. Сопутствующие характеристики людей с аутизмом могут быть от когнитивных (умственная отсталость, нарушения речи) до психологических (трудное поведение), медицинских (сонливость, эпилепсия) и психопатологических. Большинство детей и взрослых с аутизмом имеют одну или более сопутствующих патологий. Эти патологии часто бывают более разрушительными, чем симптомы аутизма, и должны учитываться при лечении.

Симптомы аутизма делятся на две большие группы. Первая группа включает симптомы, связанные с постоянным дефицитом социальной коммуникации. Дети не могут принимать участия во взаимной беседе, разделять чужие интересы и эмоции, не могут инициировать контакты с другими людьми и отвечать на них. Кроме того, они не понимают пользы жестов, иногда у них полностью отсутствует лицевая мимика и невербальная коммуникация, имеют трудности с игрой воображения.

Вторая группа симптомов — это ограниченные и повторяющиеся режимы поведения, интересов и деятельности. Это стереотипные повторяющиеся действия и слова, они могут приспособиться только к одинаковым, повторяющимся событиям, не могут проявлять гибкости в случае изменения привычных ритуалов, испытывают стресс из-за малейших изменений. Кроме того у таких больных крайне ограниченные фиксированные интересы (часто к необычным вещам), они бывают безразличны к боли или температуре, плохо реагируют на специфичные звуки и текстуры, особо сильно чувствуют запахи, любят трогать предметы, им нравится свет.

Какая помощь нужна при аутизме?

Лучшее лечение, которое доступно сейчас, — психологическое, такое как анализ поведения. Сложные задачи делятся на простые шаги, а каждый из них преодолевается при помощи поощрения и мотивации ребенка. Ранние интенсивные вмешательства могут сильно снизить симптомы и повысить умственные и речевые способности. Также эффективны программы по тренировке социальных навыков, такие как использование социальных историй, чтобы помочь ребенку овладеть навыками, которые нужны для разных наборов ситуаций. Фармакологическое лечение используется для лечения связанных состояний (психологические проблемы, синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревога, сонливость и эпилепсия), но нет никаких лекарств, которые нацелены на лечение симптомов.

Если у вас есть вопросы, связанные с проблемой аутизма, всегда можно обратиться к специалистам детской поликлиники (в комиссию раннего вмешательства) и психоневрологического диспансера.

Статья подготовлена по материалам сайта https://postnauka.ru

Психолог ЦЗМ «Диалог» детской поликлиники Демьянова Н.С.