Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

Все различны – все равны: толерантное отношение к детям с особенностями психофизического развития

На протяжении многих лет в Республике Беларусь приоритетное внимание уделяется обеспечению прав детей, особенно из уязвимых групп. Это дети раннего возраста и дети с инвалидностью. Имея высокотехнологичные медицинские условия для выхаживания детей, родившихся раньше срока, в Беларуси сейчас выхаживают детей от 24 недель и старше. Нередко это ведет к задержкам в развитии детей и их инвалидизации. По статистическим данным, за последнее десятилетие инвалидизация детей увеличилась на 49%. В 2023 году среди причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания. В связи с ростом количества детей с особенностями психофизического развития, формирование толерантного отношения к таким детям и интеграция их в общество являются актуальной задачей для всех – родителей, педагогов, медицинских работников и общественности в целом.

Толерантность в данном случае означает уважительное и понимающее отношение к особенностям каждого ребенка, независимо от его возможностей и ограничений. Толерантность – это не просто терпимость к чему-то или кому-то; это активное признание и уважение различий других людей. В контексте детей с особенностями развития, это означает понимание и признание того, что каждый ребенок – это индивидуальность со своими уникальными способностями и потребностями.

Первым шагом к формированию толерантного отношения является осознание и принятие факта, что каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо понять, что дети с особенностями психофизического развития имеют право на равные возможности и полноценное участие в общественной жизни.

Важным аспектом толерантного отношения является образование. Изучение особенностей психофизического развития таких детей поможет понять их потребности и способы взаимодействия. Например, дети с аутизмом воспринимают мир иначе, чем их сверстники, что может сказываться на их способности к общению и взаимодействию, а дети с интеллектуальной недостаточностью не могут в полной мере справляться с теми задачами, которые под силу здоровым детям.

Важно также развивать эмпатию и сострадание. Попробуйте поставить себя на место ребенка с особенностями и представить, какие трудности он может испытывать в повседневной жизни. Будьте готовы к сотрудничеству и поддержке таких детей, а также помните, что никто не застрахован от возможности столкнуться с трудностями в своей жизни. Дети с особенностями развития могут испытывать трудности в адаптации к окружающей среде, которая зачастую создана без учета их уникальных потребностей. Это может привести к проблемам в образовании, социализации и даже в повседневной жизни. Поэтому понимание этих особенностей не только помогает нам адаптировать окружающую среду к потребностям таких детей, но и учит нас ценить их уникальный взгляд на мир.

Создание инклюзивной среды также способствует формированию толерантного отношения. Инклюзия означает интеграцию детей с особенностями развития в общую группу, где они могут получать образование и взаимодействовать с другими детьми. Это помогает снять стигматизацию и создает возможности для взаимного понимания и взаимной поддержки. Кроме того, инклюзия способствует разрушению стереотипов и предрассудков об «особенных» детях, обучает терпимости и эмпатии, показывая, что разнообразие – это нечто, что обогащает нас. Дети, растущие и учащиеся в инклюзивной среде, учатся видеть за особенностями человека, а не фокусироваться на них.

Наконец, важно помнить, что толерантность - это процесс, который требует постоянной работы над собой. Регулярно задавайте себе вопросы о своих предубеждениях и стереотипах, осознавайте свои ошибки и стремитесь к изменению своего мировоззрения. Только через постоянное самосовершенствование мы сможем стать более толерантными и понимающими в отношении детей с особенностями развития.

Толерантность и интеграция детей с особенностями развития в общество – это не просто важные аспекты социальной ответственности, но и ключевые факторы для создания более доброго, понимающего и разнообразного мира. Осознавая и уважая различия каждого ребенка, мы не только помогаем им раскрыть свой потенциал, но и обогащаем наше собственное понимание человеческого опыта. В итоге, принятие и поддержка «особенных» детей – это не только вопрос толерантности, это вопрос любви, уважения и человечности, который делает наше общество более сильным и гармоничным.

Помощь детям с особенностями психофизического развития в нашем городе оказывается в Центре раннего вмешательства, детской поликлинике, психоневрологическом диспансере УЗ «Новополоцкая центральная городская больница».

Заведующий психоневрологическим диспансером

Апанасевич Вероника Викторовна