Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ У ДЕТЕЙ. ИТОГИ 2016

Взрослым необходимо осознать, что профилактика детского травматизма не только личная, но важная медико-социальная проблема. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.

У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути инородных тел, рвотных масс, различных мелких предметов.

Поведение взрослых в быту определяется рядом привычек и действий, которые человек выполняет автоматически, не задумываясь. Однако, когда в доме появляется малыш, надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Надо прямо сказать — маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых.

Например, травмы детей до 1 года вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула. В более старшем возрасте дети часто падают с высоты — с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжелые повреждения — переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.

Причиной ожога ребенка могут быть горячая жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды. Маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40—60 °С.

По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами, предметами рукоделия (ножницы, спицы, иголки, блестящие пуговицы, булавки, батарейки и др.).

Малыш может засунуть металлическую шпильку в электророзетку и получить травму электрическим током.

Во время прогулки маленький ребенок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб.

Дети раннего возраста реже страдают от уличного (транспортного) травматизма. Но и здесь основной причиной несчастных случаев является невнимательное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения, их недисциплинированность, недостаточное наблюдение за ребенком.

В профилактике детского травматизма взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребенка раннего возраста.

Характерной чертой малыша в возрасте от 1 года до 3 лет является его стремление к личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Вместе с тем основные двигательные навыки в этом возрасте (ходьба, бег, лазанье) находятся еще в стадии становления. Поэтому повреждения и травмы, которые возникают у детей, связаны с недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что и приводит к травме.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы небольших фильмов, диафильмов.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Нередко взрослые относятся к травме ребенка как в непредвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Это мнение удобно, оно как бы оправдывает взрослых, снимает с них ответственность за невнимательное отношение к ребенку. Вместе с тем травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей сына или дочери.

Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом. На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, неоструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами. Особенно важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.

В Новополоцке согласно итогам 2016 года на 32,8 % отмечается снижение количества травм в сравнении с 2015 годом. Сотрудники поликлиники участвуют в реализации Республиканского плана мероприятий по профилактике детского травматизма. Данные результаты стали возможными благодаря тесному межведомственному взаимодействию с отделом образования, спорта и туризма Новополоцкого горисполкома, МЧС, ГАИ и т.д. Однако на первое место вышли травмы в быту, затем уличные, спортивные. При проведении родительских собраний в детских дошкольных учреждениях образования в обязательном порядке рассматривается вопрос профилактики травм у детей. Видеоролики по профилактике травматизма демонстрируются на мониторе детской поликлиники. Разработаны, растиражированы и распространены листовки по профилактике травм у детей до 3 лет. Работает выставка информационно-образовательных материалов, предоставленных МЧС. С декабря 2017 года в детской поликлинике функционирует «Школа профилактики травматизма». За истекший период в школе прослушали лекции 154 учащихся школ, колледжей города. Проведено анкетирование перед началом обучения и в конце. Анкетирование показало, что около 80 % детей получали травмы в раннем возрасте. 22% детей оставались одни дома с возраста 6 лет. Связывают травмы с падением, занятиями физической культурой. Обучение правилам безопасного поведения проводили в основном дома - родители, бабушки и дедушки, братья, сестры. Названа основная причина получения травм - беспечность,

невнимательность или незнание. До обучения только 60%, а после обучения 89 % респондентов остановят человека, который собирается совершить поступок, который может нанести вред его здоровью, здоровью других людей, а также не совершат соответствующие поступки на которые их будут провоцировать другие. Однако около 11 % опрошенных не уверены в своем решении и не остановят человека, который собирается совершить опасный поступок. Это позволяет сделать вывод, что у данных подростков, не смотря на проведенное обучение, не окончательно сформирована безопасная модель поведения, и они могут позволить другим совершить безрассудное действие. С этими детьми и родителями обучение безопасному поведению необходимо продолжить …

Родителям хочется напомнить, что только внимательное отношение к ребенку и окружающей его среде позволит вырасти ему здоровым!

Врач – хирург детской поликлиники Тулбович М.М.